Наверх

Расписание основных и дополнительных занятий в НОУ SIRIUS

Дорогие родители и учащиеся, не забудьте ознакомиться с расписанием уроков, приема пищи и кружков в НОУ SIRIUS.

Подробнее

Месяц математики

Февраль - месяц математики

Подробнее

Новости НОУ SIRIUS

Дорогие родители и учащиеся, мы обновили новости нашей школы!

Подробнее

Истина рождается в споре!

Практика применения состязательности мнений в преподавании школьного курса истории

В условиях современного информационного поля, когда проблемой становится не недостаток информации, как в совсем вроде бы еще недавнем прошлом, а ее избыток и умение применения к ней метода критического анализа,  перед школой остро встала проблема адаптации учащихся к требованиям сегодняшнего дня, среди которых, одним из основных, является способность и умение  жить в условиях нового гражданского общества.

У сегодняшних выпускников  обязательно должен сформироваться набор личностных качеств, которые были бы адекватны ситуации динамичных изменений, позволили бы им быть активными созидателями демократического, правового и экономически развитого  общества, концепция развития которого реализуется сегодня в Узбекистане.

Школьное образование, особенно при изучении общественных наук, уже давно отошло от убогой методы предоставления учащимся априори единственно верного мнения с его последующим заучиванием и ретрансляцией, как уже собственной позиции. Именно такая порочная практика, когда решение об отношении к проблеме принимает кто-то другой, а не сам ученик, порождают нигилизм и отторжение изучаемого материала и, особенно, его оценочных характеристик, духовную пустоту и жизненный цинизм.

В отличие от зачастую навязываемого  составителями учебника мнения, альтернативное видение, состязательность позиций, аргументированная защита собственной точки зрения представляют собой не просто увлекательную игру, но и эффективное средство развития учащихся, формирования у них качеств, способствующих активной деятельности в условиях и требованиях современного общества. Способности иметь и отстаивать собственное мнение формируют навыки  критического мышления и  системного анализа, ясного и четкого формулирования собственной позиции, искусства аргументации, словом, тех самых качеств, которые так необходимы каждому человеку в условиях становления и развития рыночной экономики и демократического общества, в том числе и в нашей стране.

Практическая технология  формирования собственного мнения базируется на основе принципов целостности и универсальности, вариативности и альтернативности, ориентации на демократизацию и либерализацию учебного процесса, развитии его гуманистический характера и направленности, личностного роста и возникающего на его базе самоуважения,  ориентации на повышение роли самообразования и самообучения учащихся с использованием самых разных способов получения и анализа информации.

Эта технология по праву должна считаться одним из важнейших инструментов открытой педагогики, в которой учеба рассматривается как перманентный процесс развития способностей, умений и личностных качеств ученика, а учитель выступает как руководитель, эксперт и консультант этого процесса. В ходе проведения урока и определении домашнего задания учитель, определяет возможные векторы работы, мягко, но настойчиво формирует  активное включение самого ученика в поисковую учебно-познавательную и созидательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации и потребности к самовыражению.  

Организация совместной творческой деятельности, переход к системе партнерских отношений  учителя и ученика, включение детей в педагогически обоснованные воспитательные отношения в процессе живой учебной деятельности, могут и должны значительно повысить результат, так как в нем будет присутствовать значительный элемент «интеллектуальной собственности», а ведь не секрет, что  человек значительно уважительное относится к тому, что создал сам, лично, чем к тому, что ему предлагается просто «в пользование».

Ничуть не меньше, чем изначально заложенная когнитивная функция, в случае применения при изучении исторических тем, активных дебатов и диспутов, имеет   и социализация учеников,  выражающаяся  в том, что состязательность мнений служит отличным педагогическим методом успешно позволяющим приобщить школьников к нормам и ценностям гражданского общества.  Приобретенные умения и навыки обязательно позволят учащимся успешнее адаптироваться к условиям современного общества, предполагающего умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы на основе знаний и умения их применять.

Воспитательное значение проявляется и в том, что состязательность мнений и позиций позволяет участникам образовательного процесса, вырабатывать самостоятельность оценок, совершенствовать свою нравственно-мировоззренческую позицию и корректировать поведенческие установки.

Используя опыт собственных многолетних наблюдений, могу сказать, что ученики, активно использующие на уроках и при подготовке к ним, данную методику, обладают значительно более высокой коммуникативной культурой, общительностью и  способностью найти компромисс. Ученики, почувствовав уважение к их мнению и позиции, успешнее других  развивают  свои память и мышление, включая умение сопоставлять и сравнивать, анализировать, находить аналогии, самостоятельно добывать и использовать в качестве аргументов самую разноплановую информацию по актуальным для человека и общества проблемам. Конечно, для учителя это дополнительные трудности, как и при подготовке к уроку, так и при сломе внутреннего стереотипа, по которому учитель всегда прав, уже потому, что он учитель. Однако, атмосфера живого общения и очевидность достигнутого результата, помогают смириться с этими небольшими неудобствами.

То будущее, которое намечено и успешно строится в Узбекистане, невозможно без людей новой формации – грамотных, ответственных, толерантных к другим и требовательных к себе, умеющих выбирать, иметь и отстаивать свою позицию по всем вопросам. А ведь те, кого мы, с высоты своего возрастного и служебного статуса, сегодня считаем всего лишь детьми, уже завтра будут ядром народа, и уже от них будет зависеть, в каком обществе нам жить. А  стимуляция познавательной активности учащихся, выказывание учителем уважения к их точке зрения и проделанной самостоятельно работе, уже сейчас катализирует формирование качеств активного гражданина, в будущем, умело и осознанно участвующего в процессе государственных преобразований.

Кроме вынесенной в заголовок статьи фразы, великому греческому мудрецу Сократу, принадлежит и другая - «Познай себя, мир вокруг и свое место в нем!». И, то, что любая идея, высказанная им или его учениками, во время прогулок по тенистым дорожкам афинской Академии, какой бы очевидной, на первый взгляд на не казалась, обязательно нуждалась в обсуждении и  логически выверенных доказательствах, лишь подтверждает точность проверенной тысячелетиями практики, теории, позволяющей с успехом реализовать и это совет-требование к человеку.

 

Преподаватель истории 

Зубарев Евгений Александрович

 

 

Copyright. 2020 All Rights Reserved | Creator : Webmasters